Если клиент нарушает условия кредитного договора, не в срок выполняет свои обязательства и всячески игнорирует требования о погашении образовавшейся задолженности, то за дело принимаются коллекторы – специалисты, которые занимаются комплексным взысканием проблемных долгов. И так сложилось, что простое упоминание о коллекторах приводит в шок даже самых опытных заемщиков, которые, как огня, боятся общения с такими специалистами. Впрочем, во многом их методы работы слишком преувеличены и приукрашены, а имидж выбивал подкрепляется только низкой юридической грамотностью россиян.
Если говорить о легальной коллекторской деятельности, то она представляет из себя целый комплекс мер, направленных на погашение образовавшейся задолженности, начиная от установления контакта с клиентом или розыском залогового имущества и заканчивая судебными разбирательствами с последующим сопровождением исполнительного производства. Но все чаще даже легальные компании предпочитают более дешевый и эффективный метод взыскания долгов – моральное давление на должников, для чего используются самые абсурдные способы и методы работы. И хотя бояться коллекторов все-таки не стоит, тем более, что найти управу можно даже на самых рьяных взыскателей, не стоит допускать нарушения своих прав и действующего законодательства, тем более, что уже при первом общении такой специалист определяет, можно ли психологически надавить на должника и насколько сильный он соперник. Причем, как показывает практика, если давать своевременный отпор и активно реагировать на нарушение закона, можно добиться существенного ослабления натиска взыскателя, что поможет конструктивно решить вопрос с образовавшейся задолженностью.
Во-первых, при первом обращении коллектор должен четко назвать свои личные данные, занимаемую должность и агентство, которое требует долг по банковскому договору, причем заемщику не лишним будет записать эту информацию, что во многом облегчит дальнейшее общение.
Во-вторых, не стоит поддаваться на провокации, срываться на крик. Для начала стоит потребовать копию документа, который удостоверяет переход права требования именно той компании, от имени которой выступает коллектор. Если после убедительных просьб реакции так и не последовало, заемщик может с чистой совестью игнорировать подобное общение или даже написать заявление в полицию, мотивируя это тем, что мошенники вымогают с него деньги, не имея на это законных оснований.
Привлекать правоохранителей стоит и в том случае, если коллекторы всячески преступают закон: опускаются до угроз физической расправы, вмешиваются в личную жизнь или даже портят коммунальную или личную собственность (например, не так давно сотрудники одного коллекторского агентства писали нелицеприятные надписи на стенах подъездов должников, что получило большой резонанс в обществе). А чтобы иметь доказательства противоправных действий взыскателей, не лишним будет фиксировать все смс-сообщения и записывать на диктофон разговоры с такими специалистами.
К сожалению, привлечь коллекторов к ответственности остается по-прежнему очень сложно, за исключением вопиющих случаев нарушения действующего законодательства. Но даже одно заявление в полицию может возыметь большой эффект, так как вряд ли кто-то из коллекторов захочет работать со слишком «проблемным» клиентом, который знает закон и может защитить свои права.